Урок 2 из 5
В прогрессе

Топология

3D моделирование — это процесс создания трёхмерной модели объекта. в нём всё состоит из:
а) полигонов;
б) вершин;
в) рёбер.

что же такое они из себя представляют? сейчас разберёмся.

начнём с самого меньшего — вершины.
вершина — это точка в бесконечном пространстве. она имеет координаты.

Чтобы создать вершину нажмите shift+A, выберете любую фигуру, нажмите A, нажмите M и выберете пункт At Center.

ребро — это отрезок, соединяющий собой две вершины.

Чтобы соединить две вершины перейдите в Edit Mode, нажав клавишу Tab. Выберите одну вершину, зажмите shift и выберете вершину, с которой вы хотите создать ребро. У вас должны быть выбраны две вершины. Зажмите клавишу F, чтобы образовать из вершин ребро.

полигон — это три (и более) соединённых между собой вершин.

Чаще всего полигоны называют английскими словами, а именно:

  • треугольный полигоны — tris,
  • квадратный полигоны — quads
  • Многоугольники — N-gons

Чтобы создать полигон продублируйте любую вершину вашей фигуры, нажав на нее, затем нажав shift+B, затем соедините все получившиеся вершины.

меш, или сетка, — это совокупность вершин, рёбер и полигонов, которые составляют один 3D объект. иногда используют термин геометрия (то же, что и меш). Меш/Сетка/Геометрия образует из себя топологию. Топология — это то, КАК ИМЕННО полигоны формируют 3D модель.

поговорим подробнее о полигонах.
полигоны бывают трех видов.
1) треугольный полигон. его особенность заключается в том, что он состоит из 3 вершин, все они всегда находятся в одной плоскости.
2) четырёхугольный полигон. он состоит из 4 вершин, более предпочтительной для данного вида формой является квадрат.
3) n-гон. это полигон с неограниченным количеством вершин. появляется этот вид как результат булевых операций (данные операции будут рассмотрены в дальнейшем в рамках курса).
при импорте таких полигонов в геометрии могут возникнуть некоторые дефекты. чтобы постараться свести их к нулю, рекомендуется использовать геометрию, состоящую из четырёхугольников или треугольников. учитывается также тот факт, что в приоритете остаются четырёхугольные полигоны: их легче редактировать и трансформировать в треугольные.
если все вершины в многоугольнике находятся в одной плоскости, то такая геометрия считается допустимой.
чем больше у модели вершин, рёбер и, как следствие, полигонов, тем она требовательнее. такая модель сильнее нагружает компьютер.
для использования 3D модели требуется не более 25.000 полигонов. эта модель носит название Low-poly. если же полигонов больше указанного количества, то модель называют Hight-poly.
в том случае, когда модель имеет более 25.000 полигонов, используется ретопология (т.к. для игровых движков и движков в реальном времени она не подходит).Ретопология — это многократное уменьшение количества полигонов 3D модели (создание новой сетки) с обязательным сохранением формы модели. грубо говоря, это трансформация модели из Hight-poly в Low-poly с целью облегчения нагрузки на движок. после ретопологии необходимо будет запечь следующие карты:
— диффузные текстуры (diffuse map);
— карты бликов (specular map);
— карты теней (shadow map);
— normal map;
— карта шероховатости (roughness);
— displacement map.
(p.s. данные карты мы также рассмотрим в дальнейшем в ходе курса)
правильная ретопология служит двум целям:
1) правильные деформации во время анимации;
2) использование минимального количества полигонов для описания нужной формы.
ЗАДАНИЕ:  создать Тетраэдр из вершин.